Правильное питание – залог творческих успехов

 18 февраля 2014 года на базе  МБОУ «Основная общеобразовательная Незнамовская школа» был проведен семинар-практикум «Формирование и развитие культуры здорового питания учащихся в целостной среде общеобразовательного учреждения», цель которого заключалась   в повышении профессиональной компетентности  заместителей директора  общеобразовательных учреждений в сфере культуры здорового питания как составляющей здорового образа жизни учащихся, популяризации опыта работы МБОУ «Основная общеобразовательная Незнамовская школа» по совершенствованию организации питания учащихся.
На семинар были приглашены заместители директора сельских общеобразовательных учреждений Старооскольского городского округа,  а также специальные гости семинара - Брежнева И.Н., главный специалист управления образования, и Котельникова И.В., руководитель центра МСЗП в ОУ МБОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ».
     Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.  В связи с этим, не менее актуальными  становятся проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие  им навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного.
       В одном из своих выступлений  президент      В. В. Путин сказал: "Россия вступает в новый век, и здоровье нации становится абсолютным приоритетом государственной политики".  
      Для того, чтобы сохранить  и укрепить здоровье  всей нации, необходимо начать с каждого  гражданина государства. И начинать нужно с самых юных. А где же, если  не в школе,  привить детям навыки здорового образа жизни и правильного питания?
      В соответствии с Законом РФ об образовании «В школе  должны быть созданы необходимые условия  для охраны и укрепления здоровья, организации питания учащихся». Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
      И действительно, проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение, поэтому сохранение и укрепление здоровья школьников – одно из ключевых направлений    национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и одно из приоритетных направлений работы МБОУ «Основная общеобразовательная Незнамовская школа».
       Воспитательная работа по вопросам формирования ЗОЖ представлена в МБОУ «Основная общеобразовательная Незнамовская школа» комплексом  взаимосвязанных программ, охватывающих различные  аспекты здоровьесозидающей деятельности.
    Программа семинара состояла из двух частей. Первая – теоретическая            часть, в ходе которой заслушаны выступления  Брежневой И.Н. и   Котельниковой И.В. по вопросам совершенствования системы школьного питания в общеобразовательных школах Старооскольского городского округа, организации питания как составляющей здорового образа жизни учащихся.
     Директором школы Колесниковой Т.В.  были отмечены  основные направления  работы  школы по созданию условий, способствующих укреплению  здоровья участников образовательного процесса, представлены   результаты  работы школы в направлении внедрения здоровьесберегающих технологий.  
     Вторая часть семинара – практическая, в ходе которой  была представлена   система работы педагогов  Незнамовской школы  по сохранению и укреплению здоровья учащихся.  Участникам семинара было предложено посетить разнообразные формы работы по формированию культуры правильного и здорового питания: это и интегрированные уроки, и классные часы, и организация внеурочной деятельности, и занятия в рамках научного общества «Школа здоровья», и система работы с родителями.   
     Фрагмент урока окружающего мира в 1 классе (учитель – Долгих Л. Д.)    на  тему «Домашние животные» поразил гостей семинара необычной формой проведения. В ходе урока учащиеся разговаривали не только о домашних животных, но и о тех продуктах, которые человек получает от животных для употребления  в  качестве пищи. Увлекательный «мобиль молочных продуктов», подготовленный учащимися 1 класса самостоятельно поразил гостей своей  яркостью и необычностью.  В рамках урока была  представлена    защита исследовательской работы «Четыре коровы и стакан парного молока», которая  стала победителем  муниципальной научно- практической  конференции и юных исследователей окружающей среды.
      Классный час в 4 классе (учитель - Базарова Т.Н.)  на тему                       «Блюда из зерна. Я выбираю кашу» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании» отличался практической значимостью. Учащиеся узнали  о многообразии  блюд, приготавливаемых  из зерна.  В ходе классного часа были рассмотрены полезные свойства каждого вида каши. Ученики 4 класса  с  большим интересом вели беседу о кашах и принимали участие  в конкурсе рисунков,  которые были оформлены на выставке «Каша – русская еда…». В завершении мероприятия гостям было предложено принять участие в дегустации  каш, которые ребята приготовили  самостоятельно.  
    В работе по пропаганде  культуры  здорового питания  активную позицию занимают и родители учащихся. Так, во 2 классе (учитель -                 Жаворонкина  Н. Г.) был представлен фрагмент занятия совместной работы с родителями  «Азбука здоровья». Родители не могут оставаться безучастными, когда речь идет о здоровье их детей. Путешествуя по стране здорового питания, дети не только узнают много нового и интересного, но и  создают  совместно с родителями «Книгу о вкусной и здоровой пище», которая была продемонстрирована  гостям семинара. Подобный результат работы говорит о том, что работа имеет системный и весьма основательный  характер.
     В рамках семинара также  была показана  работа, проводимая в рамках  внеурочной деятельности. Фрагмент занятия внеурочной деятельности в                  3 классе (учитель – Журавлёва О.М.) представлял собой «Путешествие по городу Здоровейску» с остановками на самых важных станциях, рассказывающих о важности правильного питания.  Путешественники в лице  учащихся 3 класса   совершили остановку в «продуктовом магазине», где выбирали только полезные для здоровья продукты питания, порадовали гостей песней о  здоровом образе жизни «Голосуем за здоровый образ жизни». Завершилось путешествие составлением интересного, а главное, правильного меню для Карлсона.
      Члены  научного  общества «Школа здоровья» (руководитель –  Рощина С. И.)   на занятии под названием «Зубы просят защиты» продемонстрировали не только  умение  разбираться в составе многочисленных продуктов, разграничивая полезные и вредные компоненты состава, но и с увлечением отнеслись  к разработке уникальной и неповторимой зубной пасты.  Учащиеся 5-6 классов отметили необходимость  заботиться   о здоровье зубов, так    как  это  является одной из многочисленных   составляющих здоровья человека в целом.
    Ярким  завершением практической части семинара стала театрализованная сказка «В королевстве здорового питания», подготовленная  совместным коллективом учителей и учащихся.  Сказка перенесла гостей семинара в удивительное королевство, в котором нет ни болезней, ни жалоб  вследствие  того, что все жители этого королевства  придерживаются правил правильного и здорового питания. Жители этого королевства приходят на помощь  царице, которая любила заморские угощения и, попробовав чипсы, хот - доги и кока-колу тяжело заболела. Но в сказке нет ничего невозможного, а потому царица выздоравливает, как только начинает понимать, как же нужно правильно питаться, чтобы остаться здоровой.
   В завершении семинара удивительное «Дерево настроения и роста» наполнилось яркими и сочными плодами, символизирующими   плоды и результаты работы школы, а также новые идеи, которым в дальнейшем  только  предстоит воплотиться в стенах  Незнамовской  школы.

Харыкина А.С., учитель  русского языка и литературы
МБОУ «ОО  Незнамовская школа»